Аннотация к учебным программам

Аннотация к основной общеобразовательной программе муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детского сада №16 «Малышка»

Основная общеобразовательная программа муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад №16 «Малышка» является нормативно – управленческим документом, обосновывающим выбор цели, содержания, применяемых методик и технологий, форм организации образовательного процесса в ДОУ. Она представляет собой модель процесса воспитания и обучения детей, охватывающую все основные  моменты их жизнедеятельности с учетом приоритетности видов детской деятельности в каждом возрастном периоде.

Основная общеобразовательная программа муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад №16 «Малышка» разработана на основе примерной общеобразовательной программы дошкольного образования “От рождения до школы” под редакцией Н.Е.Веракса, М. А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой.

Общеобразовательная программа ДОУ обеспечивает разностороннее развитие детей в возрасте от 1,5 до 7 лет с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей.

Программа разработана в соответствии с законодательными документами: Конституцией РФ от12.12.93г.;Федеральным законом Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ “Об образовании в Российской Федерации”; «Федеральными государственными требованиями к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования», утвержденными приказом Минобрнауки России 23.11.2009г., № 655».

 

  Программа:

  • направлена на охрану и укрепление здоровья воспитанников, их всестороннее (физическое, социально-личностное, познавательно- речевое художественно-эстетическое) развитие;
  • соответствует принципу развивающего образования, целью которого является развитие ребенка;
  • сочетает принципы  научной обоснованности и практической применимости (содержание программы должно соответствовать основным положениям  возрастной психологии и дошкольной педагогики, при этом иметь возможность  реализации в массовой практике дошкольного образования);
  • отвечать  критериям полноты, необходимости и достаточности (позволять решать поставленные цели и задачи только на необходимом и достаточном материале, максимально приближаться к разумному «минимуму»);
  • обеспечивать единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста, в процессе реализации которых формируются такие знания, умения и навыки, которые имеют непосредственное отношение к развитию детей дошкольного возраста;
  • строиться с учетом принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей;
  • основывается на комплексно-тематическом принципе построения образовательного процесса;
  • предусматривает решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования;
  • предполагает построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми. Основной формой работы с детьми дошкольного возраста и ведущим видом деятельности для них является игра.
  • обеспечивает осуществление образовательного процесса в двух основных моделях, включающих: 1) совместную деятельность взрослого и детей, 2) самостоятельную деятельность детей;
  • предусматривает внедрение адекватной возрастным возможностям учебной модели при осуществлении образовательного процесса с детьми от 6 до 7 лет в качестве средства подготовки воспитанников к обучению в начальной школе;
  • учитывает гендерную специфику развития детей дошкольного возраста;
  • обеспечивает преемственность с основными общеобразовательными программами  начального общего образования, исключающую дублирование программных областей знаний и реализующую единую линию общего развития ребенка на этапах дошкольного и школьного детства;
  • направлена на взаимодействие с семьей в целях осуществления полноценного развития ребенка, создания равных условий образования детей дошкольного возраста независимо от материального достатка семьи, места  проживания, языковой и культурной среды, этнической принадлежности.

 

Цели деятельности ДОУ по реализации основной образовательной программы:

  • всестороннее формирование личности ребенка с учетом его физического и психического развития, индивидуальных возможностей;
  • взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития ребенка;
  • создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства, формирование основ базовой культуры личности, всестороннее развитие психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями.

Реализацию этих целей мы видим в решении следующих задач:

Обеспечить:

  • заботу о здоровье, эмоциональном благополучии и своевременном всестороннем развитии каждого ребенка; строгое соблюдение охраны труда в учреждении, соответствие всех видов деятельности требованиям СанПиН;
  • создание в группах атмосферы гуманного и доброжелательного отношения ко всем детям, что позволит растить их общительными, добрыми, любознательными, инициативными;
  • социально – педагогическую и психологическую поддержку детей из неблагополучных семей;
  • организацию предметно – развивающей среды, стимулирующей познавательное развитие и активность детей в разных видах деятельности.

Для реализации поставленных задач в детском саду организовано взаимодействие всех участников образовательного процесса: педагогов, медицинской сестры, администрации и родителей (законных представителей).

Возможность реализации Программы дошкольного образования обеспечивается рядом взаимодополняющих факторов:

  • наличие высококвалифицированного кадрового потенциала в МБДОУ;
  • материально – техническое оснащение МБДОУ с учетом возрастных  и индивидуальных особенностей воспитанников, современных требований.

Содержание разработанной программы основывается на следующих принципах:

1) Личностно-деятельностный принцип. Построение образовательного процесса в соответствии с личностными особенностями каждого воспитанника, в том числе в соответствии с гендерными особенностями мальчиков и девочек. Личностное развитие  и личностный рост – это всегда результат усвоения реального практического опыта, который возможен только через вовлечение ребенка в личностно значимые для него виды деятельности. Человек растет именно в деятельности.

2) Принцип индивидуализации, обеспечивающий условия разновозрастных группдля удовлетворения потребностей детей и родителей

3) Принцип вариативности в условиях разновозрастных групп. Свободная, самостоятельная, творческая успешная саморазвивающаяся личность рождается только в ситуации выбора, в ситуации, где нет жестко определенного     единственно верного ответа на поставленный вопрос, а есть варианты, каждый из которых имеет свои возможности и ограничения.

Способность выбирать из разных вариантов оптимальный, лучший для конкретной ситуации – сегодня это основа успешной самореализации в условиях динамично меняющегося мира. Способность выбирать –  это и способность быть ответственным за результаты своего выбора. Важно помочь ребенку ощутить в себе ресурсы, делающие любой выбор возможным: уверенность в себе, гибкость мышления и поведения, рефлексия.

4)Принцип гуманизации.Утверждение норм уважения, доброжелательности, исключение принуждения и насилия над личностью ребенка.

5) Принцип самоценности дошкольного возраста. Предполагает полноту реализации возможностей проживаемого ребенком возраста; нацеленность на развитие его способностей; опору на достижение предыдущего этапа развития, создающего предпосылку для успешного перехода ребенка на следующую ступень образования.

6) Принцип взаимосвязи всех структурных компонентов ДОУ, при условии разновозрастных групп и его функционирования как открытой системы.

Ведущая роль в образовательном процессе отводится игре, позволяющей ребенку проявить свою активность, наиболее полно реализовать себя.

Содержание Программы включает совокупность образовательных областей:

  • «Физическое развитие»,
  • «Социально – коммуникативное развитие»,
  • «Художественно – эстетическое развитие»,
  • «Познавательное развитие»,
  • «Речевое развитие»,

Которые обеспечивают разностороннее развитие детей с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей по основным направлениям:

– физическому,

– социально-личностному,

– познавательно-речевому,

– художественно-эстетическому.

Образовательный процесс отличают организационные, национально – культурные, демографические, климатические и другие особенности.

При построении Программы учитывается принцип интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой образовательных областей. Это способствует тому, что основные задачи содержания дошкольного образования каждой образовательной области решаются и в ходе реализации других областей Программы.

Комплексно-тематический принцип с ведущей игровой деятельностью, обеспечивает соединение образовательных областей в единое целое. В основу реализации комплексно-тематического принципа построения Программы положен календарь праздников, который обеспечивает:

  • «проживание» ребенком содержания дошкольного образования во всех видах детской деятельности;
  • социально-личностную ориентированность и мотивацию всех видов детской деятельности в ходе подготовки и проведения праздников;
  • поддержание эмоционально-положительного настроя ребенка в течение всего периода освоения Программы, так как праздник – это всегда событие (день памяти; счастливый, радостный день, напоминающий о произошедшем или устраиваемый по какому-либо поводу);
  • технологичность работы педагогов по реализации Программы (годовой ритм: подготовка к празднику – проведение праздника, подготовка к следующему празднику – проведение следующего праздника и т.д.);
  • разнообразие форм подготовки и проведения праздников;
  • возможность реализации принципа построения программы «по спирали», или от простого к сложному (основная часть праздников повторяется в следующем возрастном периоде дошкольного детства, при этом возрастает мера участия детей и сложность задач, решаемых каждым ребенком при подготовке и проведении праздников);
  • выполнение функции сплочения общественного и семейного дошкольного образования (органичное включение в праздники и подготовку к ним родителей воспитанников);

Содержание Программы в полном объеме реализуется в совместной деятельности педагогов и детей, а также через оптимальную организацию самостоятельной деятельности детей.

 

 

 

Аннотации к программам

 Аннотация к программе “От рождения до школы”(под. ред. Н.Е. Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой).

Программа “От рождения до школы” является инновационным общеобразовательным программным документом для дошкольных учреждений, подготовленным с учетом новейших достижений науки и практики отечественного и зарубежного дошкольного образования. В книге описаны темы воспитания и организации жизни в ДОУ детей различного возраста (0-1,1-2,2-3,3-4,4-5,5-6,6-7л). Подробно описаны возрастные особенности каждой подгруппы, физкультурная деятельность, развитие игровой деятельности, развитие трудовой деятельности, формирование потребности в чтении и др. Заинтересовали рекомендуемая для прочтения литература, музыкальные произведения. В конце каждой главы приведены планируемые результаты освоения программы по каждой возрастной группе. Авторами разработана система мониторинга достижений детьми планируемых результатов освоения программы. Данная книга будет полезна прежде всего для специалистов, работников ДОУ.

Аннотация к парциальной программе “Физическая культура дошкольников”

Л. И. Пензулаева.

В программе раскрываются основные направления, задачи, средства, принципы, регламентирующие деятельность педагога в физическом воспитании детей дошкольного возраста. Пособие способствует решению проблем физического воспитания детей дошкольного возраста. Система занятий ориентирована на потенциальную социально-психологическую, интеллектуальную и физическую подготовку ребенка. Предназначено для воспитателей дошкольных учреждений, методистов физического воспитания, студентов педагогических и физкультурных вузов, родителей.

 

Аннотация к парциальной программе “Цветные ладошки”И.А. Лыкова

Авторская программа художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7 лет “Цветные ладошки” (формирование эстетического отношения и художественно-творческих способностей) представляет оригинальный вариант реализации базисного содержания и специфических задач художественно-эстетического образования детей в изобразительной деятельности. пособие содержит полный курс занятий по лепке, аппликации и рисованию для всех возрастных групп ДОУ (задачи, планирование, конспекты занятий). Программа обеспечена современными наглядно-методическими и практическими пособиями.  Пособие адресовано старшим воспитателям и заведующим ДОУ, воспитателям дошкольных учреждений, преподавателям изостудий, студентам педагогических колледжей и вузов, а также всем, кто интересуется вопросами художественного развития детей дошкольного возраста, – родителям, бабушкам и дедушкам.

  Аннотация к парциальной программе “Занятие по развитию речи в детском саду” О. С.Ушакова

Авторская программа предназначена воспитателям и методистам дошкольных образовательных учреждений, студентам педагогических ВУЗов и колледжей, родителям. Раскрываются теоретические основы программы. основные задачи развития речи дошкольников: развитие связной речи, развитие лексической стороны речи, формирование грамматического строя речи, развитие звуковой стороны речи, развитие образной речи. рассматриваются особенности развития речи детей в разных возрастных группах ДОУ. Одобрено Федеральным экспертным советом по общему образованию Министерства образования РФ.

Аннотация к парциальной программе “Азбука дорожного движения”

Пособие входит в состав  «Азбука дорожного движения» вместе с рабочей тетрадью и комплектом плакатов. В нем представлена программа и методические рекомендации по организации ознакомления детей дошкольного возраста с правилами дорожного движения. Рассказывается, как организовать в дошкольных учреждениях предметно-развивающую среду для ознакомления детей с ПДД, как можно использовать литературные произведения на занятиях, приводятся элементы игры «Азбука дорожного движения». Пособие предназначено для специалистов ДОУ (воспитателей, учителей-дефектологов, педагогов-психологов, логопедов и др.) и родителей.

Аннотация к  программе « Основы безопасности детей дошкольного возраста»

(Р. Б. Стеркина, О. Л. Князева, Н. Н. Авдеева)

Программа предполагает решение важнейшей социально-педагогической задачи – вос питания у ребенка навыков адекватного поведения в различных неожиданных ситуациях. Разработана на основе проекта государственного стандарта дошкольного образования. Содержит комплекс материалов, обеспечивающих  стимулирование в дошкольном детстве (старшем дошкольном возрасте) самостоятельности и ответственности за свое поведение. Ее цели — сформировать у ребенка навыки разумного поведения, научить адекватно вести себя в опасных ситуациях дома и на улице, в городском транс порте, при общении с незнакомыми людьми, взаимодействии с пожароопасными и другими предметами, животными и ядовитыми растениями; способствовать становлению основ экологической культуры, приобщению к здоровому образу жизни. Программа адресована воспитателям старших групп дошкольных образовательных учреждений. Состоит из введения и шести разделов, содержание которых отражает изменения в жизни современного общества и тематическое планирование, в соответствии с  которыми строится образовательная работа с детьми: «Ребенок и другие люди», «Ребенок и природа», «Ребенок дома», «Здоровье ребенка», «Эмоциональное благополучие ребенка», «Ребенок на улице города». Содержание программы оставляет за каждым дошкольным учреждением право на использование различных форм и методов организации обучения с учетом индивидуальных и возрастных особенностей детей, социокультурных различий, своеобразия домашних и бытовых условий, а также общей социально-экономической и криминогенной ситуации. В силу особой значимости охраны жизни и здоровья детей программа требует обязательного соблюдения основных ее принципов: полноты (реализации всех ее разделов), системности, учета условий городской и сельской местности, сезонности, возрастной адресованности.

Рекомендована Министерством образования РФ.

 

 

 

 

 

Аннотация к программе « Конструирование и ручной труд в детском саду»

(Л. В. Куцакова)

Опирается на концепцию художественно-эстетического образования дошкольников. Основная цель – развить конструктивные умения и художественно-творческие способности детей, познакомить их с различными приемами моделирования и конструирования. Строится на комплексном использовании всех видов кон струирования и художественного труда в детском саду. Рассчитана на весь дошкольный возраст – от трех до шести лет. Предусматривает дифференцированный подход к детям с разным уровнем интеллектуального и художественного раз вития, включая детей со слабой и сильной мотивацией, а также одаренных. Подбор учебного материала для творчества отвечает принципам дошкольной дидактики и возрастным возможностям детей. Содержит технологии, строящиеся на использовании нетрадиционных методов и приемов обучения, позволяющих педагогу развить у детей ассоциативное мышление, воображение, творческие умения, практические навыки, художественный вкус, эстетическое отношение к действительности. Большое внимание уделено творческому характеру совместной деятельности педагога и детей.

Рекомендована Министерством образования РФ.

 

 

Аннотация к программе « Юный эколог»
(С. Н. Николаева)

Направлена на формирование начал экологической культуры у детей двух – шести лет в условиях детского сада. Имеет теоретическое обоснование и развернутое методическое обеспечение. Экологическая культура рассматривается как осознанное отношение детей к природным явлениям и объектам, которые их окружают, к себе и своему здоровью, к предметам, изготовленным из природного материала. Состоит из двух подпрограмм: «Экологическое воспитание дошкольников» и «Повышение квалификации работников дошкольных образовательных учреждений». Структура первой подпрограммы основывается на чувственном восприятии детьми природы, эмоциональном взаимодействии с ней, элементарных знаниях о жизни, росте и развитии живых существ. Экологический подход в ознакомлении детей с природой и экологическое содержание всех разделов про граммы строится на главной закономерности природы – взаимосвязи живых организмов со средой обитания. Одобрена Федеральным экспертным советом по общему образованию.

Аннотация к программе  И.М. Каплуновой «Ладушки»

Данная программа представляет собой план работы по музыкальному воспитанию детей 3-7 лет. Предлагаемый материал даёт возможность музыкальным руководителям проводить занятия в интересной, увлекательной форме. Принцип построения занятий традиционный, но с введением необычных игровых моментов и вариантов.

В программу включён новый раздел – «Развитие чувства ритма». Разнообразные упражнения помогут детям легко двигаться и быстрее осваивать музыкальные инструменты.

Изменён подход к разделу «Слушание музыки». Благодаря яркому и характерному музыкальному материалу дети достаточно легко смогут выразить своё отношение к музыке словесно, через движение, в рисунке. В интересной и доступной форме познакомятся с творчеством П.И.Чайковского. Предлагаемый фольклорный материал внесёт в занятия радостные минутки.

Программа  «Ладушки» поможет превратить каждое занятие в маленький праздник. Пусть наш девиз станет вашим: «Ввести ребёнка в мир музыки с радостью и улыбкой!»

Программа «Ладушки», созданная И.М. Каплуновой и И.А. Новоскольцевой, решением экспертного совета при Комитете по образованию Санкт – Петербурга (30.01.98) признана авторской.

Аннотация  к программе

Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина

«Программа логопедической работы по преодолению фонетико-фонематического недоразвития у детей» предназначена для дошкольников старшей и подготовительной группы.».  Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина

Содержание первой части «Логопедическая работа по преодолению фонетико-фонематического недоразвития у детей в старшей группе» представляет коррекционно-развивающую систему, обеспечивающую полноценное овладение фонетическим строем языка, интенсивное развитие фонематического восприятия, подготовку к овладению элементарными навыками письма и чтения. Логопедическими приемами исправляется произношение звуков или уточняется их артикуляция. Специальное время отводится на развитие полноценного фонематического восприятия, слуховой памяти, анализа и синтеза звукового состава речи. Система упражнений в звуковом анализе и синтезе с опорой на четкие кинестетические и слуховые ощущения помогает решить две задачи — нормализовать процесс фонемообразования и подготовить детей к овладению элементарными навыками письма и чтения. Реализация данных задач обеспечивает интеграцию дошкольников в общеобразовательное дошкольное учреждение.
Во второй части программы «Логопедическая работа по преодолению фонетико-фонематического недоразвития у детей в подготовительной группе» внимание специалистов также акцентируется на отклонениях в развитии фонематического восприятия дошкольников и недостатках произносительной стороны речи. Дети за период пребывания в подготовительной группе специализированного учреждения должны овладеть тем объемом знаний, умений и навыков, который определен как настоящей программой, так и программой общего типа, чтобы быть полностью готовыми к обучению в общеобразовательной школе. Данная программа включает такие разделы, как «Формирование произношения» и «Формирование элементарных навыков письма и чтения», разработанные с учетом имеющихся у дошкольников отклонений в речевой деятельности. Принципиальным является выделение специального пропедевтического периода, направленного на воспитание правильного произношения в сочетании с интенсивным формированием речезвукового анализа и синтеза, который предшествует овладению детьми элементарными навыками письма и чтения. Выделен также период формирования элементарных навыков письма и чтения, органически связанный с процессом нормализации звуковой стороны речи во всех ее аспектах (правильное произношение звуков, орфоэпически правильная речь, дикция, культура речевого общения). Общая цель коррекционно-развивающей программы — освоение детьми коммуникативной функции языка в соответствии с возрастными нормативами. Ядром программы является работа, направленная на осознание детьми взаимосвязи между содержательной, смысловой стороной речи и средствами ее выражения на основе усвоения основных языковых единиц: текста, предложения, слова. В связи с этим рекомендуется активное употребление языка в специально организованных речевых ситуациях с учетом скорригированных звуковых средств и развивающегося фонематического восприятия. Соблюдение данных условий создаст надежную базу для выработки навыков чтения, письма и правописания. Структурирование содержания программы осуществлялось на основе тщательного изучения речевой деятельности детей 5—7 лет с ФФН, выделения ведущей недостаточности в структуре речевого нарушения при разных речевых аномалиях.

 

 

Вы можете следить за комментариями с помощью RSS 2.0-ленты. Комментарии и пинги к записи запрещены.

Комментарии закрыты.

z