Советы логопеда

logМногие родители не замечают, что их ребёнок плохо говорит, так как просто не знают, как должна развиваться речь у детей определённого возраста. Недооценка своевременного исправления речевых дефектов у детей приводит впоследствии к трудностям в овладении письмом и чтением. Такие дети часто становятся молчаливыми, застенчивыми и нерешительными. Плюс невозможность выбора любой профессии и трудности при знакомстве с противоположным полом. Для предотвращения всех этих неприятностей необходимо обратиться к логопеду в самом раннем возрасте. Специалист определит уровень развития речи вашего малыша.

 Чтобы легче понять состояние развития речи у своего ребёнка, надо знать о развитии речи детей в норме. Активная речь ребёнка проходит несколько этапов развития. Самым первым проявлением речи ребёнка является крик.

  • 2-3 мес. На смену крику приходит гуление. Гуление – произнесение гласных звуков, близкихка, ы, у, возможно в сочетании с согласным г. Одновременно осуществляется процесс развития понимания речи, малыш учится управлять интонацией.
  • 7-9 мес.Ребёнок произносит серии одинаковых слогов: « дя-дя-дя», « ба-ба-ба», « ма-ма-ма». Это проявление речи называется лепетом.
  • 9-11 мес. Малыш подражает звукам речи взрослых.
  • 11-13 мес. Появляется несколько осознанно употребляемых ребёнком слов. Это двусложные слова, состоящие из одинаковых слогов: «мама», « дядя» и т.д.
  • 1год-1год 3 мес. Понимание простой фразы.
  • 1год 9 мес.-2 годаПоявляется фраза из двух слов. 2 года Понимание двухэтапной инструкции.
  • 2 года-2 года 9 мес. В речи появляются местоимения, наречия и числительные.
  • 2-3 года в речи появляются прилагательные, фраза состоит из 3-4 слов, усваиваются предлоги, грамматические формы множественного числа.
  • 2 года 6 мес.- 3 года появляются сложные предложения.
  • К 3,5 годам словарь ребёнка насчитывает больше 1000 слов.

 

Существует мнение, что к логопеду необходимо обращаться после 5 лет. Однако при тяжёлых нарушениях речи к пяти годам многое упущено, приходится исправлять уже неправильно сформированную речь. В раннем же возрасте можно помочьформированию правильной и чистой речи. Известно, что наиболее чувствительным к речи является возраст от 1,5 до 3 лет. Чем раньше выявлен дефект, тем быстрее и легче его можно исправить. Тревогу родителей должны вызвать задержки речи не только тогда, когда у ребёнка нет речи в два года, а уже и в тех случаях, когда запаздывает развитие гуления и лепета.

Признаки нарушения речевого развития очевидны если:

  • К концу первого месяца ребёнок никогда не кричит перед кормлением.
  • К концу 4-го месяца он не улыбается, когда с ним заговаривают, не гулит.
  • К концу 5-го месяца не пытается, находясь на руках у матери, отыскивать те предметы и тех людей, которых она называет, не прислушивается к музыке.
  • К 7 месяцам не узнаёт голоса близких, не может правильно реагировать на интонации, не отдаёт предпочтение мелодичным погремушкам.
  • К концу 9-го месяца у него нет лепета и он не может повторять различные звукосочетания и слоги, подражая интонации говорящего.
  • К концу 10-го месяца малыш не машет головой в знак отрицания либо ручкой в знак прощания.
  • К году он не может произнести ни слова, не может выполнить простейшие просьбы(«покажи», «принеси»), не способен адекватно реагировать на похвалу и на замечания по поводу неправильного поведения.
  • К 1 году 4 мес. Он не может адекватно ситуации употреблять слова «мама» и «папа».
  • К 1 году 9 мес. Не может произнести 6 осмысленных слов.
  • К 2 годам не может показать части тела, которые ему называет взрослый, не выполняет сложные просьбы: «Сходи на кухню и принеси чашку», не узнаёт близких на фотографиях.
  • К 2,5 годам не понимает разницу между словами « большой» и «маленький».
  • К 3 годам не понимает короткие стихи, рассказы, сказки, не пытается их пересказать, не может показать, какая линия самая длинная, не может ответить на вопрос, как его имя и фамилия.
  • В 4 года не знает названия цветов, не считает в пределах пяти, не слушает длинные сказки, не может рассказать ни одного стихотворения

Рекомендации для родителей

Речь ребёнка развивается под влиянием речи взрослых и в значительной мере зависит от достаточной речевой практики, нормального социального и речевого окружения, от воспитания и обучения, которые начинаются с первых дней его жизни.

  • Разговаривайте со своим ребёнком во время всех видов деятельности, таких как приготовление еды, уборка, одевание-раздевание, игра, прогулка и т. д. Говорите о том, что вы делаете, видите, что делает ваш ребёнок, что делают другие люди и что видит ваш ребёнок.
  • Говорите, используя правильно построенные предложения. Ваше предложение должно быть на 1-2 слова длиннее, чем у ребёнка. Если ваш ребёнок пока ещё изъясняется только однословными предложениями, то ваша фраза должна состоять из двух слов.
  • Задавайте открытые вопросы . Это будет стимулировать вашего ребёнка использовать несколько слов для ответа. Например, говорите «Что он делает?» вместо «Он играет?»
  • Выдерживайте временную паузу, чтобы у ребёнка была возможность говорить и отвечать на вопросы.
  • Слушайте звуки и шумы. Спросите «Что это?» Это может быть лай собаки, шум ветра, мотор самолёта и т. д.
  • Расскажите короткий рассказ, историю. Затем помогите ребёнку рассказать эту же историю вам или кому-нибудь ещё.
  • Если ваш ребёнок употребляет всего лишь несколько слов в речи, помогайте ему обогащать свою речь новыми словами. Выберите 5- 6 слов (части тела, игрушки, продукты) и назовите их ребёнку. Дайте ему возможность повторить эти слова. Не ожидайте, что ребёнок произнесёт их отлично. Воодушевите ребёнка и продолжайте их заучивать. После того, как ребёнок запомнил и научился произносить эти слова, введите 5-6 новых слов. Продолжайте добавлять слова до тех пор, пока ребёнок не узнает большинство предметов, окружающей жизни. Занимайтесь каждый день.
  • Если ребёнок называет только одно слово, начните учить его коротким фразам. Используйте слова, которые ваш ребёнок знает. Добавьте цвет, размер, действие. Например, если ребёнок говорит «мяч», последовательно научите его говорить «большой мяч», «Танин мяч», «круглый мяч» и т. д.
  • Большинство занятий проводите в игровой форме. Работа с ребёнком должна активизировать речевое подражание, формировать элементы связной речи, развивать память и внимание.
Вы можете следить за комментариями с помощью RSS 2.0-ленты. Комментарии и пинги к записи запрещены.

Комментарии закрыты.

z